Куксония (e_hova) wrote,
Куксония
e_hova

Мангуп

Более всего в крымской поездке я ждала этот день, много слышала и читала о Мангупе, фотографии завораживали, и хотелось поскорее всё увидеть своими глазами, потрогать, облазить, наощущать.
И это был тот редкий случай, когда ожидания и фантазии полностью совпали с реальностью.

Вадима я нашла на севастопольском форуме, он предлагал однодневные походы по интересным крымским местам. Списались-созвонились, и утром седьмого дня нашего путешествия мы втроём отправились к древнему Мангупу, самому большому из пещерных городов Крыма. Находится он на плато горы-останца Баба-Даг, 583 метра над уровнем моря, в Бахчисарайском районе, в 20 км от Севастополя.

По дороге немало достопримечательностей. Вот, например, это живописное место - Балаклавская долина.

Англичане называют её долиной смерти. Осенью 1854 году, во время евро-блокады Севастополя, наши предки покрошили здесь их английскую элитку. Британцы до сих пор огорчены этим событием, что находит отражение в творчестве: снимают кинофильмы, пишут поэзию и прозу с живописью. И это правильно, я считаю.

Это уже у подножия Мангуп-Кале, красивый пруд, а за ним маленькая татарская деревня Ходжа-Сала. Туристы здесь находят пищу и кров. Некоторые жители уже гармонично перестроились на новую волну, зацените, каков орёл!

Нам туда:

Погода выдалась неожиданно жаркая, градусов 25, наверное. А мы экипировались по последней моде севера. Пришлось на ходу сбрасывать слои одежды и тащить на себе.
Крутая тропа через лесные овраги, взбираться тяжко. Сколько шли, ну, минут 40-50.

Некоторые склоны покрыты подснежниками, как ковром.

Видим, через ржавое корыто течёт вода.
- Это чистейшая родниковая вода! Пейте!
Я, поморщившись, сделала пару глотков. Вода как вода. Поднялись чуть выше - вот оно огромное старое караимское кладбище. Сотни замшелых надгробий среди леса (в интернете говорят, их тысяча). Вспомнила про чистейшую воду и кальций.
- Да брось, захоронениям этим более двухсот лет.
Караимы были последними жителями Мангупа, покинули его в конце 18 века. Первыми были скифы, в 3-4 вв. За полторы тысячи лет активной жизни на плато одни народы сменяли другие. В 13-15 вв. город был столицей христианского княжества Феодоро и назывался так же. Пока его не захватили турки и не переименовали в Мангуп.

Наверху уже совсем не чувствуется усталости, словно и не было никакого подъёма. Ощущения прекрасные, виды восхитительные.

Жизнь здесь только пробуждается, и пока нет ярких весенних красок. Редкое цветение, бодрые отряды ящериц, солдатики, божьи коровки, птички и гигантский синий шмель (вип-персона из красной книги).

Остатки былой роскоши.

Это устройство для виноделия называемое тарапаном, на верхней площадке давили виноград, в нижнюю ёмкость стекал сок.

Пещеры, сколько их, интересно, есть такие, кто облазил их все? У некоторых очень опасное расположение. Последнюю четверть века на Мангупе тоже обитали различные люди, кто-то наездами, кто-то жил годами и даже рожал детей. Неформалы, эзотерики, романтики, бомжи, отшельники, беглые преступники, наркоманы и просто психи... И сейчас есть постоянные жильцы, но в меньшем количестве. Мы во время прогулки видели двух аборигенов. И пару обжитых пещер, очевидно, времянки - сено, свечи, спички, кострище...

Модная тема - привязать желание тряпочкой к кусту. Я могла бы повесить свои колготки, всё равно там переодевалась, и затмить маленькие чужие желаньица.

Атмосфера мистическая. Во многом благодаря тому, что государство и бизнес пока не окружили Мангуп своими удушающими заботой и вниманием.

Люди встречаются редко и в розничном количестве. Ещё не сезон.

Цитадель.

Дырявый мыс, прекрасный и опасный. Памятные таблички о навсегда улетевших современниках и здесь, и по всему плато. Дело это, в общем-то, нехитрое для трезвого человека при свете дня и сухой погоде, страшно подумать о практиковавшихся здесь ночных прогулках в нелёгком подпитии...

Справа лестница, ведущая на нижний ярус рядом с обрывом. Рискованно, конечно. Однорукий Якин остаётся наверху. На нижнем этаже многокомнатная пещера.

Ещё один образец современной наскальной живописи.

Дело к вечеру, пора спускаться.

Местами скользко. На одном участке я "поехала", Вадим успел меня схватить, в результате пострадала в лайт-варианте, оцарапана рука и спиной об дерево припарковалась.

* Поужинали в деревне у татар, вкусно и недорого.
** Мордахи наши сгорели за день под солнцем, домой прилетели неприлично краснолицыми.
*** Надо ли говорить, что и со мной случился мангупо-приворот, и я надеюсь туда вернуться.
**** Если кому-то нужно, с удовольствием поделюсь контактами Вадима. Он умница, и без него этот наш день вряд ли бы настолько удался.
Tags: блуждания

• ужасы ихнего городка

Решила немного отвлечься от новостей нашего мордора и посмотреть как страшно мучаются американцы. Мини-сериал Острые предметы (США, 2018). Фильм…

• ***

проснулась сегодня внепланово в 04:32. с улицы доносилась музыка. необычная! до мурашек. не знаю, как описать. рептилоидное диско. причём звук то…